Храмы Камбоджи PDF Печать E-mail
Автор: Марина Чуева   
13.06.2009 15:24

Современная Камбоджа, расположенная между Таиландом, Лаосом и Вьетнамом, практически оправившаяся от гражданской войны, имеет простейший визовый режим, в том числе с Россией, небольшие налоги и знакомую россиянам (и всем прочим жителям СНГ) тотальную коррупцию. К нашим гражданам кхмеры сохранили теплое отношение. Даже гимн Камбоджи написал... русский композитор. Бурное развитие экономики и почти лишенная конкуренции сфера сервиса.  Впрочем, наша история не об этом...

argaiv1445

Ангкор, как кхмерском "город", был построен недалеко от северного берега озера Тонлесап в джунглях Юго-Восточной Азии, на территории современной Камбоджи.  Тонлесап или Великое озеро, большое мелкое озеро, питающее приток реки Меконг, было и остается богато рыбой и окружено плодородными красными землями. Почва действительно имеет ярко выраженный красноватый оттенок, особенно после дождя.

Грандиозный комплекс сохранившихся храмов, дворцов (всего около 100), водохранилищ и каналов в шести км к северу от города Сиемреап, сооружен в IX-XIII вв. в период расцвета феодального государства кхмеров.

Официальный "Ангкорский период" охватывает семь веков. Он начался в 802г., когда король Джаяварман II провел ритуал на священной горе Кулен, провозгласив себя королем-богом. И окончился в 1432г., когда кхмеры под натиском тайцев оставили Ангкор  и  перенесли  столицу  на  берега  Меконга  в Пномпень.   Эти   даты   точно   определяют   период,    когда    Великая Кхмерская империя достигла своих самых больших территориальных пределов и высших культурных достижений.

До сих пор храмы   Ангкора, обширной территории, расположенной вблизи современного города Сиемреап на северо-западе Камбоджи, поражают   не   блеском   куполов   и   не   внутренним убранством, они   поражают совершенством  форм   и   правильностью пропорций, дошедших до наших дней.

Комментарии официальных историков о прямой перекличке архитектурных форм и зданий Ангкора и более поздних архитектурных сооружений и форм Европы, Азии, Америки отсутствует. Гипотезы об общих исторических корнях многих культур и цивилизаций, носителями которых могут быть, например, древние арии, расселявшиеся по планете и дошедшие как раз через Индию до современной Камбоджи, официальной наукой никак не комментируются.

Однако, увиденное нами воочию, почувствованное нами и прочитанное позже в современной научной литературе (те же, например,  исследования ДНК человека, поэтапно подтверждающие факт и географию расселения народов, ариев в частности) говорят о пользу этой, мягко скажем, гипотезы.

articles/kamboja/IMG_3761.jpg
История ангкорского периода была восстановлена при помощи надписей на пали,   санскрите   и   кхмерском   языке,   найденных   на   памятниках   и скульптурах    в     пределах     границ     прежней     империи.     Надписи рассказывают о генеалогии и  позволяют воссоздать хронологическую структур, описывают королей,  сообщают подробности о храмах и  их строительстве,   материальных   запасах   империи, ее   политической организации.

Ангкор Ват - наиболее посещаемый храм, изображенный на флаге страны, но это только один  из памятников,   о   котором   больше   всего   написано.   Область   Ангкора охватывает площадь более 200 кв. км.

Многие из памятников разрушились, некоторые до сих пор затеряны в джунглях, а подходы к другим только недавно были очищены.

Сохранились руины столиц Яшодхарапура (основана в конце IX в.) и Ангкор-Тхом (конец XII в.- 1432 г., квадратные в плане, площадь свыше 9 кв. км, центральный храм Байон), каменные террасы — цоколи деревянных дворцов, брахманистские и буддийские "храмы-горы" в виде ступенчатых пирамид.

Далее приведены наиболее интересные и доступные храмы и объекты в районе комплекса Ангкор (окрестности города Сиенриеп), которые посетила наша группа.

Храм Ангкор ват

Храм Ангкор ват ("Город-храм") - самый известный памятник на территории Ангкора, недаром его строили в течение трех десятилетий  (1112-1142 гг.). Ангкор ват также считается и самой большой культовой постройкой в мире.

articles/kamboja/IMG_4236.jpg
Итак, Ангкор ват – это огромный индуистский храм, построенный в первой половине 12 века. Мало что может конкурировать с красотой и величием Ангкор Вата. Это самый большой памятник Ангкорской группы и один из наиболее сохранившихся и посещаемых храмов, являющийся архитектурным шедевром. Совершенство в объеме и размерах, сочетание величия и легкости делает его одним их самых прекрасных памятников в мире. Этот храм - выражение кхмерского искусства в его самой высокой точке развития.

Интересно, что кхмеры при строительстве, заложили расстояния между некоторыми архитектурными элементами храма, как, впрочем, и между храмами также, в точности отражающие не только принципы индуистской мифологии, но и космогонии. Расположение практически всех храмов, построенных на основаниях более древних сооружений, повторяют в плане некоторые созвездия, что объединяет их с загадочными сооружениями цивилизаций Древнего Египта, Шумеров, майя, ариев… Так, храм Ангкор ват лежит на проекции звезд  Растабан (Альваид), Этамин и Кума (звезда в пасти) созвездия Дракона. Возможно, не случайно именно дракон одно из самых часто упоминаемых существ в эпосе не только Камбоджи, но и всей Юго-Восточной Азии. Врочем, как и в эпосе народов всего земного мира. Дракон – знаковый образ прошлого человечества.

Храм Ангкор-Ват - самое крупное культовое сооружение в мире - было заново открыто миру в XIX веке, когда французы начали осваивать Индокитай. Построенный в конце первого тысячелетия и посвященный индуистскому богу Вишну, он воплощает в себе микромодель Вселенной. В центре комплекса находится гора Меру, где живут боги. Гора окружена водой - это воды мирового океана, по которому разбросаны материки. Внутри горы находится фаллос Шивы, олицетворяющий собой "символ животворящей силы".

Сам храм состоит из пяти башен, выполненных в форме лотоса. Именно они и стали символом Ангкор-Вата. Особенно популярно их изображение на открытках на фоне заката. Интересно, что как близко к ним ни подходи с любой стороны света, всегда видны лишь три башни, причем, чем ближе - тем монументальнее они кажутся за счет эффекта возвышения одного уровня над другим. Поразительная симметрия дизайна и точность пропорций! Древние китайские хроники свидетельствуют, что башни были покрыты листами золота и сверкали не только при солнечном, но и лунном свете, создавая волшебное зрелище.

Внутри храма есть дворик с четырьмя бассейнами по стихиям (Огонь, Земля, Воздух, Вода), имеющий в плане ярко выраженную крестообразную форму, повторенную впоследствии многократно в архитектурных постройках Европы. Кстати, если отвлечься от изображений на стенах (Апсары, Будды), можно легко представить, что находишься в каком-либо ранне-христианском храме где-то посреди Средневековой Европы и не только...

К главному входу ведут четыре моста, которые охраняют львы - хранители Земли, и змеи (наги) - служители морского бога Нага, что символизирует гармонию Воды и Земли.

Вообще надо заметить, что практически все сооружения Аргкора воплощают идею Равновесия во вселенной и в человеке. Находясь на территории этих комплексов можно вполне реально обрести это равновесие на миг или навсегда, как каждый захочет и сможет. Можно  услышать биение своего сердца, многократно усиленное а "Камере сердца" и загадать желание. Главное быть очень осторожным в своих желаниях, помятуя историю братьев Стругацких…

Дойдя до первых же ворот, замечаешь на стенах бесконечный каменный, космический узор, который непонятно откуда начинается, будто бы сам, вплетаясь в фигуры, и продолжает виться до бесконечности. Каким-то образом древние архитекторы украсили каждый сантиметр каменной поверхности. Даже на уровне ступней выточены ажурные пряди узоров и поз. Первоначально кроме каменных кружев были и резные деревянные части зданий – потолки, двери. Они, конечно же, не сохранились. Но в их отсутствие стал более рельефен архитектурно-космический замысел строителей.

Внутри храма на многие метры вдоль по периметру идет удивительный барельеф: выточенные сцены из "Рамаяны" - описание жизни Рамы. По большей части - тот эпизод, в котором он искал свою жену, то есть самая главная часть в жизни мужчины. Барельефы кажутся сделанными из мрамора из-за частого прикосновения рук паломников. Особенно блестят некоторые выпуклые части фигур Апсар, небесных танцовщиц, ставших таким же символом Ангкора, как и башни в форме лотоса. Причем нет ни одной повторяющейся фигуры, а их там около двух тысяч только Апсар, а есть еще и многие другие исторические и мифологические персонажи.

Ангкор всегда был почитаемой религиозной святыней. И сейчас в коридорах то и дело мелькают шафрановые одеяния, ощущается запах благовоний и слышны молитвы представителей разных направлений восточных религий. Приезжают туда и молодожены.

В Европе Ангкор получил широкую известность после выхода в свет в 1868 году книги французского натуралиста Анри Муо "Путешествие в Сиам и Камбоджу".  Жарким январским днем 1861 года французский натуралист Анри Муо, собиравший редких насекомых, заблудился в густом тропическом лесу Камбоджи и неожиданно для себя сквозь листву увидел башни гигантского сооружения. Муо увлекся неожиданным открытием, написал книгу, где поведал о существовании в Камбодже огромного таинственного безлюдного города с удивительными храмами. В ноябре 1861 года ученый скончался от лихорадки, а книга вышла в 1868, году, и автору не сразу поверили. Когда же Ангкор был действительно обнаружен там, где указал Анри Муо, это стало сенсацией. Мировая архитектура и археология ничего подобного не знали.

В 1907 году район Ангкора, находившийся до этого под контролем Сиама (нынешний Таиланд), под давлением Франции был возвращен Камбодже. Первые работы по очистке Ангкора от джунглей и восстановлению зданий начались еще в начале XX века, однако полномасштабный характер они приобрели лишь в 1930-годы. Большой комплекс работ по восстановлению Ангкора был выполнен в 1960-х годах. Гражданская война, начавшаяся после военного переворота в 1970 году и продолжавшаяся фактически почти 20 лет, нанесла Ангкору огромный ущерб. По-настоящему Ангкором занялись лишь в начале 1990-х годов, а в 1992 году Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО.

Ангкор - это место, которое Вы, наверняка видели в своих снах: сочетание древности, силы и величия в едином целом, навсегда слившемся с природой. Основатель Ангкора правитель Джаяварман II (802-850), введший культ бога-короля, выбрал этот район в силу многих причин. Во-первых, это почти географический центр Кхмерской империи, занимавшей, помимо нынешней Камбоджи, подавляющую часть Индокитайского полуострова, включая ряд областей Лаоса, Таиланда, юга Вьетнама, Мьянмы и Малайи. Во-вторых, здесь были плодородные земли. В-третьих, привлекла близость к Великому озеру, обладающему удивительной способностью играть роль природного резервуара воды. После смерти Джаявармана строительство продолжали его преемники. Но в XV веке столица королевства была перенесена в Пномпень и Ангкор поглотили джунгли.

Все ангкорские здания складывались из блоков, между которыми не было цементирующего раствора, поэтому хождение и лазание порой выглядит далеко не безопасным предприятием. Взобравшись на вершину, долго приходишь в себя и еще дольше готовишься совершить путь обратно.

Итак, Ангкор Ват строили сто двадцать тысяч человек в течение тридцати семи лет. На его создание пошло столько же камня, сколько на пирамиду фараона Хефрена в Древнем Египте. Ангкор-Ват можно назвать "погребальным" храмом, построенным в честь бога Вишну. Сурьяварман II (правил с 1113 по 1150) затеял его строительство, чтобы после смерти туда был помещен его прах. Так что,  назначение у Ангкор-Вата то же, что и у египетских пирамид, впрочем, параллелей здесь значительно больше, чем может показаться на первый взгляд.

Очень интересно встречать рассвет на ступенях библиотеки Ангкор вата, следить за сменой красок неба при переходе от темноты к сумеркам, быть оглушенным дружным взрывом хора цикад и птиц, приветствующих встающее из-за башен храма Солнце.  ...Главное не быть раздавленным толпами туристов из Японии, Кореи, Вьетнама, Европы.

Еще один интересный нюанс: для сохранения исторического и культурно-религиозного памятника от вандализма особо рьяных туристов экскурсоводы придумали легенду о том, что, если при выходе из комплекса сложить в пирамиду какой-либо камешек с территории Ангкор вата, то Ваше желание обязательно исполнится. Главное, ничего с собой не тащить и не обламывать "на память". Это – уже плохая примета… Итогом этого разрекламированного "народного поверия" явилась аллея рукотворных пирамид из камней, собранных туристами на территории комплекса.

Хорошо бы перенять здешний опыт и нашим экскурсоводам!

Город Ангкор том (тхом)

articles/kamboja/IMG_3403.jpg
Ангкор тхом ("Большой Город") – представляет из себя квадрат, каждая сторона которого около 3 км. Этот город был резиденцией официальных лиц, священников, военных. Деревянные постройки на территории Ангкор тхома не сохранились, однако уцелели уникальные каменные памятники. Например, трехъярусная пирамида Байон, руины храма Бафуон, Королевский дворец, храм Бапхуоп, храм Пимеанакас ("Небесный дворец", бывшая резиденция кхмерских королей), терраса Слонов, терраса Прокаженного короля (Ясовармана), Ворота Победы и каменные мосты с изображениями богов.

Итак, Ангкор тхом ("Великий Город") – это комплекс нескольких сооружений, расположенных на одной территории. Чтобы попасть в город Ангкор Тхом и его сердце - буддистский многоликий храм Байон, нужно пройти через ворота, которые являются частью восьмиметровой стены, окружающей город. Сами ворота высотой двадцать три метра представляют собой четырехгранный лик Рамы, смотрящий на все стороны света. Он возвышается над каменной аркой довольно высоко, что позволяло въезжать в город верхом на слонах. Кстати, слоны до сих пор являются транспортным средством, хотя и используются больше для туристических целей.

При подходе к воротам путник пересекал ров с водой по мосту, проходя между рядами каменных фигур, разыгрывающих немую сцену из мифа "Взбивание молочного моря". Слева - ряд демонов, выражение лиц которых говорит само за себя гримасами, справа - ряд богов. Все они тянут огромного семиглавого змея - Нага в разные стороны: боги за голову, демоны за хвост, чтобы взбить Молочное Море (Млечный Путь) и получить напиток бессмертия - Амриту.

Ангкор Том был последней столицей великой кхмерской империи и имел большие размеры. В то время он был больше любого европейского города, и в нем проживало около миллиона человек. В пределах Ангкор Тома сохранились храмы, построенные до появления города Бапхуон и Пименакас, также можно увидеть  последнее  строение  Байон  и  церемониальные  постройки  Террас  Слонов  и  Прокаженого Короля.

Во время расцвета города многие скульптурные изображения и элементы храмов были отлиты из золота. Но все богатства были вывезены тайцами, а впоследствии из тайских королевств их вывезли бирманцы.

К городу с четырех сторон подходят четыре дороги плюс дополнительная с воротами Победы, выходящая на Террасу Слонов. На каждом въезде в город стоят большие ворота с четырьмя лицами. Все  четыре основных входа ведут к главной достопримечательности – храму Байон.

Храм Байон

Архитектурный комплекс храм Байон (XI-XII вв.) – самое популярное место среди туристов.

Итак, внутри Ангкор тхома находится храм Байон, который практически случайно был обнаружен французским натуралистом почти через 40 лет после того, как нашли Ангкор Ват. Отправившись вглубь тропического леса за группой кхмерских монахов, исследователь в джунглях наткнулся на огромное каменное четырехгранное лицо с полуопущенными веками, смотрящее прямо на него. Сейчас ученые насчитывают 54 башни и 200 лиц. До сих пор неизвестно, кто был их прототипом. По всей видимости, это сам король Джайаварман VII, который и заложил город. Фотографы профессионалы и любители проводят в каменных джунглях дни, а то и недели, особенно в часы захода и восхода солнца. В это время огромные лица, действительно,  преображаются и приобретают индивидуальность, в отличие от другого времени суток. Эти лица отражают известную улыбку Ангкора.

Издалека Байон выглядит, как причудливое нагромождение огромных камней, однако по мере приближения к нему все отчетливее чувствуешь необыкновенную красоту этого сооружения. Байон представляет собой трехуровневое здание, с размером основания 140 м на 160 м. Центральная башня Байона поднимается на высоту 45 м над землей. Кроме нее, Байон украшают еще 52 квадратные башни, и на каждой стороне всех этих башен изображено лицо батхисатвы Авалокитешвары. Башни эти расположены на разных уровнях и имеют разную высоту, поэтому складывается впечатление, что, где бы вы ни находились, эти лица смотрят на вас. Кстати, высота лиц от 1,75 м до 2,40 м.

Вдоль нижних уровней Байона проходят галлереи, украшенные, как и галлереи Ангкор-Вата, барельефами, изображающими сцены из жизни древних кхмеров. Общая длина барельефов составляет около 1200 м.

Если у Вас в Байоне вдруг появится ощущение возвращения Домой, прилив энергии в теле, забрызжет фонтан положительных эмоций, не пугайтесь, значит Вы просто здесь уже не первый раз… Просто вспомните.

Храм Бапхуон

От храма Байона двигаемся к храму Бапхуон, расположенному в 200 м на северо-запад. Бапхуон был построен в середине XI века, то есть ещё до постройки самого Ангкор-Тхома. В те времена здесь находился самый центр города. Затем направляемся к тому, что когда-то являлось королевской резиденцией и отделялось от остальной части города рвом.

Основной особенностью храма являются барельефы, отличающиеся от большинства других, поскольку представляют собой  виньетки, вырезанные в маленьких каменных  квадратах,  расположенных один выше другого, подобно черепице.

Бапхуон - единственный храм,  расположенный на высокой рукотворной основе, отображающий в символической форме вулкан Меру.

Внутренние галереи храма сплошь покрыты барельефами с изображением сцен из Рамаяны, а также изображениями животных и музыкантов.

Здесь имеет смысл любоваться природой, слушать оглушительное пение цикад и не обращать внимание на специфические приемы французской реставрации, до некоторой степени, уродующей облик храма. При желании в кирпичной кладке еще можно угадать лик лежащего Будды.

Терраса слонов

С восточной части перед рвом расположена так называемая Слоновая терраса 350 м. С этой террасы кхмерские короли наблюдали церемонии на главной площади Ангкор-Тхома, лежащей перед дворцом. Построена в 12 в. и восстановлена через 100 лет после постройки. Вероятно, поэтому она дошла до нас в хорошем состоянии.

Свое    название    терраса     получила    благодаря    фасаду,  украшенному слонами с наездниками. Стоя на террасе, король, вероятно, смотрел парад своих войск и принимал делегации, наблюдал за выступлениями воздушных акробатов, танцующих на канатах, натянутых между башнями напротив террасы.

В северной части террасы, сзади внешней стены, расположена статуя лошади, окруженная апсарами и демонами.

Здесь действительно хочется дышать, прыгать и скакать, как воздушные гимнасты, от легкости в теле, от простора и окружающей красоты и гармонии скульптур и природы.

Терраса прокаженного короля

Любопытное название террасы. Она была построена в 12 веке и связана со статуей прокаженного короля, находящейся на платформе. Сейчас здесь стоит копия, а оригинал находится в национальном музее в Пномпене.

Храм Пименекас

В самом центре обнесенной стеной территории бывшего на этом месте королевского дворца находится храм Пименакас, что означает "Небесный дворец". Храм, построенный в 10 веке, располагался внутри королевского дворца и был домашним храмом короля.

Храм связан с легендой, которая говорит о золотой башне в королевском дворце Ангкора, где жил дух змеи с девятью головами. Дух являлся кхмерскому королю в виде женщины. И король проводил с ней в башне каждую ночь, прежде чем присоединиться к своим женам и наложницам в другой части дворца.

Если бы король не пришел хотя бы одну ночь, то сразу бы  умер. По крайней мере, лишился бы мудрости необходимой любому помазаннику. Так гласит мифический отголосок древней практики общения первых лиц многих государств древности с "богами" и другими "небесными силами", дарующими знания, мудрость и физическое здоровье правителям.

Попробуйте, стоя на вершине храма, увидеть короля и нагиню (а, может быть богиню?), уйти в медитацию на тему Любви к Миру и Мира к Вам. Если вдруг потекут слезы, это хорошо, значит "свершилось"!

Храм Пре канн (хан)

Покидая Ангкор-Тхом через северные ворота можно очутиться у большого храма Пре-Хан (Храм Священного меча).

Надо отметить, что практически все храмы Агнкора представляют собой правильные прямоугольники строго ориентированные по направлениям север-юг и запад-восток. Главный вход большинства храмов находится с восточной стороны. Все это относится и к Пре хану, сооруженному на проекции звезды Дзиван (Пси Дракона).

Храм сооружен при короле Джайявармане VII и до окончания строительства Ангкор-Тхома служил временной королевской резиденцией. Он занимает окруженную крепостным рвом и стеной территорию (700 на 800 м), но все сохранившиеся до наших дней строения сконцентрированы на сравнительно маленьком пятачке (175 на 200 м). Все остальное пространство, вероятно, было застроено деревянными зданиями. Прекрасно сохранилась оружейная,  небольшая комната для медитаций королевы, открытая медитационная площадка короля, напоминающая трон на открытом воздухе, комнаты-камеры сердца, где, как и в Ангкор вате можно услышать свое серцебиение.

Каменная двухметровая стелла, со всех четырех сторон имеющая надписи, дает полную информацию о храме и его назначении. Пре Кан был построен на месте сражения, где Джаяварман разбил армии Чампы.

Центральный комплекс храма 12 века - буддистский, северные и западные  сектора  посвящены   индуистским  богам   Шиву  и Вишну соответственно.

Деревья, растущие в храме, взяли на себя роль опоры некоторым строениям и тем самым привносят особый колорит при его осмотре.

Здесь также бросается в глаза "европейский" архитектурный стиль храма Священного меча. Если не слышать криков попугаев и возни прыгающих обезьян, можно подумать, что находишься в Древней Греции или Риме. Любопытно?

Храмовый комплекс Преа неак пеан (ник пин)

К востоку от храма Пре хан находится Преак неак пеан, построенный в конце XII века. Преак неак пеан представляет собой сложную композицию: вокруг большого квадратного бассейна находятся четыре значительно меньших бассейна по стихиям (огонь, земля, вода, воздух), строго ориентированным по осям север-юг и запад-восток. В центре главного бассейна на искусственном острове находится небольшой храм, он же гора Меру, он же Ось мира. Это также можно трактовать местом обретения гармонии, равновесия. Кто что увидит или почувствует.

В сезон дождей бассейны наполняются водой так, что до горы Меру можно добраться только вплавь. Для фотосессии - это самое подходящее время, впрочем, как и для снимков всех камбоджийских храмов, отражающихся в многочисленных рукотворных озерах, прудах и водоемах.

Данный храмовый комплекс находится на проекции звезды Ферхаб в созвездии Малой Медведицы, по-другому называемой Стражем Севера.

Аппаратура здесь ведет себя самостоятельно, самопроизвольно меняя фокус и т.д.

Храм Та-Сом

Еще дальше на восток находится храм Та-Сом, относящийся к XII веку. Большая часть - руины. Храм посвящен предкам, связи с ними, стоит на проекции звезды Кохаб в созвездии Малой Медведицы.

Водоем и храм Западный Мебон

Недалеко находится огромный искусственный водоем, который носит название Восточный Барей. Его размеры просто потрясающи - 7 км на 1,8 км. Восточный Барей был выкопан при короле Ясовармане I (889-910) для снабжения города водой в засушливый период. Кстати, аналогичный водоем, размеры которого 8 км на 2,3 км, расположен и к западу от Ангкора. Он носит название Западный Барей. Оба водоема питались водой реки Сием-Реап, потекающей через Ангкор. В середине каждого из этих водоемов находится искусственный остров, на котором возвышается небольшой храм - Мебон. В настоящее время водой заполнена лишь небольшая часть Западного Барея. Восточный Баррей абсолютно сухой.

Находясь на острове, не стоит удивляться тому, что у Вас вдруг может отказать техника, разбиться фотоаппарат. При этом Вы, скорее всего, не пострадаете. Видения (преимущественно света в разных формах), которые можно будет увидеть обычным физическим зрением, не будут никак связаны с экзотической кхмерской кухней и ее последствиями. Ведь Вы будете находиться под покровительством звезды Денеб созвездия Лебедя. А созвездие Лебедя (или Креста) – хранитель территории, на которой расположена современная Россия.

Храм Та кео

Западнее Восточного Барея расположен храм Та кео. В 500 м к востоку от Ангкор Тхома, между ним и Восточным Бараем.

Та кео был построен при короле Явармане V (968-1001) и посвящен богу Шиве. Его центральная башня возвышается над землей, более чем на 50 м.

Хорошо сохранилась его центральная массивная пятиуровневая пирамида (22 м) - классический образец индуистской ступы.

Конец 10в. - начало 11 в. Та кео - одна из самых больших и высоких построек в стиле храм-гора (гора Меру). Его строительство не было закончено в силу политических интриг в высших эшелонах власти, как принято говорить сегодня. Знамением к остановке строительства послужил разряд молнии в центральную башню, сложенную из хорошо проводящей электричество породы зеленоватого оттенка. Если бы Та кео был завершен, то это был бы один из лучших храмов в Ангкоре. Храм имеет 32 метра в высоту. Отсутствие художественного оформления придает храму чистоту и свежесть.

Строительство храма-горы Та Кео началось в 975 году. К нему вела аллея для шествий меж двумя рядами колон. Он состоял из: громадной прямоугольной латеритовой пирамиды, полностью одетой в песчаник и являющейся не только одной из самых эффектных в своём роде, но и самой первой храмом-горой, полностью построенным из песчаника.

На 1-ом уровне, на высоком цоколе, размещена ограда 120 на105 метров и глухая стена с осевыми гопурами, главная из которых обращена на восток.

2-ой уровень поднимается на высоту 5,6 метра. На нём расположена сплошная галерея, с ложным кирпичным ступенчатым сводом, забранными колонками, глухими окнами, с внешней стороны открытыми колонками, с наружной стороны. Гопуры встроены в стены угловыми башнями. В галерею, образованную более древними прямоугольными зданиями войти нельзя.

Внутри ограды 2 прямоугольных строения "библиотеки". Чтобы для этих зданий хватило место, восточною сторону террасы сделали шире остальных.

Пирамида, отодвинута к западу, имеет 3 террасы с обломами длиной 60 метров у основания и 46 метрами у вершины, высотой почти 14 метров.

Башни расположены в шахматном порядке, с доминированием центральной, сделаной полностью из граувакки (очень твёрдый песчанник с содержанием полевого шпата, придающего зеленоватый оттенок).

Прасат имеет крестообразную в плане форму, цели предшествуют 4 портика.

В центральной башне, стоящей на 2-ом крестообразном цоколе, 4 вестебюля. Крыша их 4-х постепенно уменьшающихся ярусов, возвышается  на 44,5 метра над уровнем земли (в незаконченном виде).

Здесь хорошо встретить закат, проводить Солнце и почувствовать связь с древним артефактом, вероятно лежащим глубоко в недрах Земли, под основанием более древнего сооружения, чем даже величественный Та кео. Особо продвинутым может быть удасться "выйти на связь" со звездой Нодус 1 (Зита Дракона), проекцией которой является храм. Возможно даже это и не шутка…

Храм Та пром

Храм Та пром находится на южной стороне Восточного Барея, на проекции звезды Ита созвездия Дракона. Особое своеобразие Та прома заключается в том, что он не был очищен от джунглей, и предстает перед нами в том же самом виде, в каком и увидели его исследователи в конце XIX века. А вид, надо прямо сказать, потрясающий.

Он был построен Королем Джайя Варманом VII, который посвятил его своей матери. Впрочем, большинство построек Ангкора посвящены предкам или связаны с ними. Именно по этой причине в Ангкоре легче, чем где бы то ни было приходит осознание своей связи с прошлым, с предками. Восстанавливается связь времен.

Храм буддистский. Архитектурный стиль храма говорит о том, что при строительстве были использованы различные элементы из стилей Ангкор Вата и Байона. То, что осталось, трудно назвать храмом. Тут вовсю властвуют джунгли. Похоже, что скоро Та пром навсегда исчезнет с лица земли. Причем, не столько из-за натиска джунглей, сколько из-за рвения современных археологов, спиливающих деревья, естественным образом поддерживающие камни храмов и оград.

Та пром - бывший город-монастырь, где когда-то проживало около 13 тысяч жителей, как и все остальное, был полностью поглощен джунглями. С XIX века, когда его обнаружили, он остался практически таким же, в отличие от более-менее расчищенных и облагороженных собратьев. Вот где можно в полной мере почувствовать себя Индианой Джонсом! Романтическое ощущение первооткрывателя помогают создавать вековые деревья-баньяны, которые, словно гигантские скаты, своими щупальцами-корнями обвили крыши древних храмов или даже пронзили их насквозь. Как раз где-то здесь и снимали "Лару Крофт", "Сезон дождей" и "Два брата".

Та пром до сих пор остается нетронутым археологами и реставраторами, за исключением расчистки дорожек и укрепления стен. Это позволяет испытать чувство удивления первых исследователей, натолкнувшихся на него в середине 19 в. Весь окутанный джунглями и позволивший деревьям прорасти сквозь стены, храм погружен в некую романтическую ауру. Деревья и камни настолько переплетены, что в некоторых местах трудно понять, что было раньше - камень или дерево.

Храм Бантей кдей

Буддистский храм Бантеи кдей относится ко второй половине XII века. Ворота каждой из стен украшены ликами Авалокетешвары. Храм занимает территорию, окруженную рвом, размером 700 на 500 метров, и имеет четыре входа в стиле Байон с  гарудами, помещенными в углы каждого. Дорожка ведет к  большой прямоугольной террасе, называемой Залом Танцующих девочек. Она названа так, потому что нижние части стен украшены барельефами юных танцовщиц.

Напротив Бантей кдея лежит прямоугольный пруд размером 800 на 400 м. Это – Срас сранг. Раньше он использовался для совершения священных омовений, и к воде ведет лестница, по бокам которой замерли каменные львы.

Это "живой" храм. Поют не только цикады. Можно услышать шепот полуптиц-полулюдей мудрых Гаруд (в Египте его назовут богом-учителем и мудрецом Гором, в Европе Гермесом, помните?), расположенных по периметру, ведь храм построен в честь Учителя. Возможно, и Ваш Учитель уже что-то шепчет Вам…

А может это звезда Батентабан (фита Дракона), проекцией которой и является храм?

Храм пном баканг (бакенг)

Храм Пном-Бакенг расположен примерно в 1,5 км от Ангкор-Вата. Это - один из первых храмов, построенных в Ангкоре. Его строительство относят ко времени правления короля Ясовармана I (889-910). Храм представляет собой пятиярусное сооружение со множеством башенок и ступенями, ведущими вверх.

Храм был частично построен, частично выдолблен из скалы, на которой  находится. Этот храм - самый ранний пример расположения пяти башен в шахматном порядке. Кирпичные башни, на различных уровнях, представляют 12-ти летний цикл животного гороскопа, а все 108 башен комплекса отображают в символической форме 4 лунных цикла с 27 днями в каждом.

В главной башне когда-то хранился фаллос - важный элемент тогдашнего мировоззрения, о чем непременно сообщается туристам. А о том, что это сооружение являлось точнейшей астрономической обсерваторией, расположенной на проекции звезды Грумий созвездия Дракона, не упоминается почти нигде. Тем более нигде не прочитать, что это место идеально подходит для объединения.

Интересно наблюдать закат солнца над развалинами, который оставляет непередаваемое впечатление. Около шести вечера все туристы собираются на холм Бакенг, откуда открывается картина Ангкор вата в лучах заходящего солнца с одной стороны, храма Западный Мебон на острове вдали у горизонта с другой. У подножья холма в это время образовывается огромная пробка: велосипедисты, такси, тук-туки (трехколесные мотоколяски, используемые, в том числе, как такси)...

После захода солнца в сумерках видны многочисленные зарницы по всему горизонту. Холм с развалинами обсерватории оживает. Из-за аномальных энергий начинает отказывать или вести себя непредсказуемо техника (засветки, периодическая расфокусировка). Причем при выходе с территории храмового комплекса, за оградой, обычные функции аппаратуры восстанавливаются.

Холм Пном кулен, "река тысячи лингамов" и водопад

Холм Пном кулен является самой священной горой в Камбодже и одним из популярных мест отдыха в выходные дни и праздники. Именно в этом месте король Джаваярман II в 802 году объявил независимость страны, положив начало современной Камбоджи.

На высшей точке горы есть небольшой храм, размещенный на большом живописном каменном выступе. Из этого выступа была выдолблена статуя лежащего Будды, находящегося в позе нирваны. В глаза и пупок вставлены  драгоценные камни.

Воздух буквально пропитан Покоем и Благостью. И это никак не связано с вероисповеданием путешественника. Уверяем. А еще со смотровой площадки открывается непередаваемый вид на почти девственные джунгли. Стоит приложить немало усилий, чтобы вслед за стаями попугаев не броситься в полет над зеленым морем огромных 500-летних деревьев преимущественно породы красное дерево. Кстати, ими в Камбодже часто просто топят печи для обжига тривиальных кирпичей. Такой вот грустный комизм ситуации!

Рядом с храмом находится небольшой каменный бассейн с фаллическим символом посередине, стоящим на квадратном основании. Вместе это олицетворяет единство и гармонию мужского и женского начал в природе, гармонию во вселенной, душе человека. Вода после омовения фаллоса и умывания ею приобретает удивительные свойства. Возможно, и у Вас "снесет крышу" от необъяснимой радости, свободы и энергии. Хотя бы на миг.

По дороге к горе Пном кулен Вы пересечете русло реки, на каменном дне которой вырезаны сотни фаллических символов - лингамов. Их происхождение относится к времени появления здесь первых выходцев из Ийдии. Место называется "река тысячи лингамов". Загадочное место посреди джунглей.

У всех женщин возникает непреодолимое желание полежать в спокойном потоке воды на этом изрезанном лингамами (символическими фаллосами) дне. Похоже, что это своеобразная и очень действенная профилактика любых генекологических недугов. Попробуйте, все равно буквально через полчаса будете блаженствовать в этой же воде в большом живописном водопаде чуть ниже по течению.

Вода достаточно холодная с сотней рыбок, массирующих кожу ног. Может возникнуть ощущение объединенной мощи стихий воды, земли и воздуха. Может быть, что-то лишнее с Вас смоется или вымоется с потоками воды, падающими с 30-метровой высоты.

Храм Бантей срей

Бантей срей - один из самых отдаленных храмов Ангкора. Бантей Срей был построен в конце X века. Это индуистский храм, посвященный богу Шиве. Участок храма окружен стеной, за которой находится ров. Храм состоит из трех башен прасатов. Стены башен украшены рельефами.

Этот очаровывающий храм можно смело назвать всенародно любимым. Обаяние храма заключено в его небольших размерах и просто фантастической резьбе по камню. Французские исследователи называют его "драгоценным камнем в кхмерском искусстве". Храм построен и вырезан из розового песчаника и как будто пахнет сандаловым деревом. Храм покрыт резьбой полностью "с головы до пят", как будто специальные мастера ставили пред собой задачу не оставить ни одного свободного места. В картинах храма читаются сцены из индийского эпоса Рамаяна.

Удивительное место по красоте и утонченности. Место признания в любви. Отказов не бывает.

Очень интересны  с точки зрения эзотерики входная аллея с "факелами", практически все двери-порталы, похожие на окна или двери в другой мир. Мир гармонии, по крайней мере.

Окрестности Ангкора – Ролуос

Три храма - Пре Ко, Баконг и Лолей - группируются вместе около современной деревни Ролуос и занимают площадь около трех километров. Это самые ранние постройки на территории Ангкора, доступные для посещения в настоящее время.

Ролуос находится в 15 км к востоку от Сиемреапа. Именно здесь находилась столица короля Джаявармана II, считающегося основателем кхмерского государства. Все храмы комплекса Ролуос построены в конце IX века.

Храм Преах-Ко

Центральная часть храма - это шесть башен (прасатов), расположенных в два ряда, причем башни переднего ряда заметно выше. Великолепные каменные быки, библиотеки, три башни по мужской линии предков, три башни по женской линии предков.

Связь со своим родом здесь восстанавливается очень хорошо. Может быть потому, что "помогает" звезда Нусакан, под которой расположен храм?

Храм Баконг

Это – роскошный по красоте и величию огромный гора-храм, расположенный под звездой Альфекка, в полной мере соответствующая символической форме индуистской религии. Четыре уровня, ведущие к центральной башне соответствуют четырем мирам  мифических  существ - нага, гаруда, расака и якша. Пятый, самый верхний уровень, сохранен для богов.

Баконг окружают три стены, причем между первой и второй стенами находится еще и живописный ров, заполненный водой, по берегам растут необыкновенной красоты ухоженные монахами тропические цветущие деревья, банановые и кокосовые пальмы. Храм имеет пять уровней, самый нижний уровень представляет собой квадрат со стороной 60 м.

Будучи там, мы были свидетелями круговых вертикальных и горизонтальных молний во время неожиданной сильнейшей грозы. Причем молнии так быстро сменяли друг друга, ходя по кругу вокруг центральной башни храма, что зрительно в небе вырисовывались …свастические кресты. Впрочем, эти древние символы можно при желании отыскать не только в этом храме в Камбодже, но и в других древних культовых значимых уголках земного шара.

При этом под струями ливня и ударами молнии, не покидало ощущение радости и простора. Удивительно, ведь на буревестников "над седой пучиной моря" мы вроде бы и не похожи...

Храм Лолей

Храм расположен примерно в километре от дороги. Раньше Лолей находился на острове в центре большого водоема (барея), однако водоем давно высох и сейчас вместо него поле. В настоящее время в Лолее буддийский монастырь.

Храм Бантей самрай

В этом удивительном храме, распложенном под звездой Тубан (альфа Дракона) можно испытать радостный азарт от узнавания места и его назначения уже при приближении к храму. Вас может посетить стойкое желание скорее войти внутрь, а ассоциация небольшого саркофага стоящего по центру храма с крымскими или кавказскими (как, впрочем, и другими) дольменами, может вызвать желание забраться внутрь для "телепортации" в иные миры. Все возможно...

Будьте осторожны и внимательны на пороге темной глухой комнаты за саркофагом. В этом переходном пространстве может хорошо пойти работа по объединению полушарий Вашего мозга, так глубоко разделенного многовековыми стараниями "западной цивилизации". Вы ведь все еще хотите повысить коэффициент полезного действия Вашего биологического компьютера под названием человеческий мозг? Итогом Вашей работы может явиться ощущение расширения всего тела, особенно головы и макушки, Свет, Покой и Радость. Чувство, что Вы ВСЕ (!) знаете, умеете, что любимы, что все у Вас получится, даже если Вы и забудете что-то после выхода отсюда, оставит у Вас неизгладимое впечатление. Это того стоит.

Храм пре рап

Храм Пре-Рап был построен при короле Раджендравармане (944-968).

Храм Прасат краван

К востоку от Ангкор-Вата, несколько в стороне от основных достопримечательностей лежит храм Прасат-Краван. Этот храм, построенный в 921 году, был посвящен индуистскому богу Вишну.

Комплексы Кампонг том и Сасбор прей кок

По дороге из современного Пномпеня в Сиемриеп находится город Кампонг том. Он является отправной точкой для исследования древней столицы Ченлы и храмов Пре кан, Кох ке и Прасат пре вихеа.

Самбор прей кок является самой внушительной группой доангкорского периода. Здесь находится более ста небольших храмов. Первоначально называвшийся Ишанапура.

Самбор прей кок был столицей государства Ченла и продолжал играть важную роль во время ангкорского периода.

Главная группа, известная как Прасат самбо, посвящена Гамбхирешваре - одному из вопрлощений Шивы.

Прасат тао - самый большой в Самбор прей кок.

Самбор прей кок построен ранее Ангкора и достаточно сильно от него отличается.